2.2. Представление интересов. Этот блок до сих пор вызывает неоднозначную реакцию в пост-советской Украине. Подавляющее большинство чиновников, родившихся и сформировавшихся в СССР, хотят увидеть в представительских структурах молодежи подобие знакомого им комсомола как попытки воссоздать «ударный отряд» современной молодежи. Отношение выражается в фразе «это ж сколько заборов теперь можно бесплатно покрасить!» Конечно же, добровольное желание молодых людей, в том числе их лидеров, заниматься волонтерской деятельностью заслуживает поддержки и поощрения. Однако, важно не забывать, что 1-й Форум молодежи принимал решение о необходимости создания МС для представления своих интересов и продвижения решения своих проблем в рамках компетенции местного самоуправления. Успешность реализации зависит от имеющихся полномочий, о которых шла речь в блоке «Создание». Достаточно умелое развитие деятельности и полномочий позволило МИК все больше входить в сферу представления общественных интересов на местном уровне. Одной из первых удачных «пробы сил» стало лоббирование вопроса включения дополнительной номинации для лидеров третьего сектора в популярном ежегодном конкурсе «Одессит года» (Приложение 013 ), и участие в жюри для предотвращения использования номинации в иных целях. Первым Лауреатом в этой номинации стала известный лидер экологической организации Одессы добивавшаяся решения серьезной экологической проблемы жителей микрорайона «Лузановка». Несмотря на ее выступления с открытой критикой городских властей, ее заслуги были признаны.
Вопрос занятости молодежи был и остается одним из важнейших, поэтому организация молодежной биржи труда (МБТ) имела особое место в деятельности МИК. Есть разные подходы к решению проблемы занятости молодежи, и МИК стремился находить системные решения. Первой инициативой МИК стало формирование анкет студентов, желающих подработать, а затем студенты политехнического университета написали специальную программу для обработки данных и запросов работодателей. Пока молодые люди могли, они организовывали работу МБТ на общественных началах как волонтеры и достигли неплохого показателя на уровне 500 трудоустроенных за год. Но когда количество обратившихся превысило 7000 человек, МИК посчитал важным добиться выделения штатной единицы в управление молодежной политики как специалиста МБТ, и с тех пор специалист отчитывался молодежи о своей деятельности на заседаниях МИК, а затем и сессиях МС. Молодежные представители прекрасно владели информацией от своих сокурсников-избирателей об эффективности их обращений в МБТ. Это помогало избежать элементарного «очковтирательства» в таких отчетах. Процесс публичной отчетности носил не столько формальный характер, сколько являлся обсуждением заинтересованных в конечно результате сторон как сделать работу еще эффективнее. В результате количество трудоутроенных поднялось свыше 2000 человек в год. Этот переход от общественной инициативы к профессиональным решениям при общественном контроле в наиболее важных вопросах стал еще одной характерной чертой работы.
Экономические интересы молодежи это не только занятость, но и самозанятость и молодежное предпринимательство. Организация традиционных для Украины конкурсов бизнес-планов среди студентов и молодых предпринимателей (Приложение А 020 ) способствовало созданию экспериментальной городской программы поддержки молодых предпринимателей с «трехслойным» кредитованием: от беззалогового и беспоцентного под бизнес-план до обычного банковского кредита. Другими словами, программа не пыталась создать «тепличные» условия для непонятно как пробившихся в нее людей, а занималась адаптацией (в три этапа) молодых предпринимателей к обычным условиям банковского кредитования. Показательно, что именно эта программа вызвала наибольший интерес делегации Федерации молодежных советов Дании, которая прибыла в Одессу специально для обмена опытом с МИК. Руководитель делегации отметил, что в Дании нет такой программы, и по возвращению они постараются, чтобы она была принята, т.к. не хотят, чтобы украинцы их обошли в перспективе. Ряд рекомендаций удалось включить и в городскую программу развития малого и среднего бизнеса на 2005-2006 годы (Приложение А 042).
Как уже отмечалось, МИК, а затем и МС, не допускал преобладания чиновников в принятии решений по своим мероприятиям. Впервые этот механизм был применен при организации конкурса социальных работ «Відверто подивись» (Приложение А 012, ). Из 13 членов жюри 6 – руководители городских структур, 7 – руководители общественных организаций. Кроме этого, очень необычно было видеть руководителем группы, где представлены главный архитектор, главный художник и другие городские руководители, не городского голову или его заместителей, а руководителя общественной организации.
В Украине очень часто предпочитают говорить о проблемах, но не финансировать их решение, поэтому для МИК было очень важно, чтобы городские власти «голосовали рублем» за молодежь. В этом случае возрастает и обоюдная ответственность за результаты. Подобные попытки начались с формирования бюджета 2003 года (Приложение А 011 ), финансирование было включено в бюджет 2004 года (Приложение А 018 ), что и позволило провести общегородские молодежные выборы. В Программу социально-экономического развития Одессы на 2004 год был включен целый блок по МИК (Приложение А 019 ).
В Одессе до сих пор действует порядок льготной аренды помещений, находящихся в коммунальной собственности, для общественных организаций (1грн в год). Представительство в рабочей группе наряду с депутатами и специалистами (Приложение А 024, ) помогало отстаивать интересы молодежных организаций и в этом важном вопросе, а также противодействовать передаче помещений на фиктивные молодежные организации.
Очень сложная проблема – новые помещения для детских клубов. Рассматривая различные методы, МИК отстаивал включение в Правила приема каждого новостроя передачу в коммунальную собственность помещения 50кв.м. для размещения детских клубов (Приложение А 027). По прогнозам МИК, реализация этой нормы давала возможность за пять лет (к 2009 году) как минимум в три раза увеличить площадь детских и подростковых клубов по месту жительства за счет новостроя под управлением соответствующего коммунального предприятия. По сообщению начальника УКС 0 это правило действует и до настоящего времени, однако получить достоверную информацию увеличилась ли площадь клубов и насколько пока не удалось.
По мере роста компетенции молодежных представителей, возникал живой интерес городского руководства в их последующем трудоустройстве в исполнительных органах местного самоуправления, для чего был инициирован вопрос о разработке системного участия молодежи в подготовке кадрового резерва (Приложение А 022). В виду отсутствия сильных общественных коалиций ко второй половине 2004 года МС стал все больше выходить за рамки представления только молодежных интересов. Так, в частности, был инициирован вопрос о разработке механизма общественного участия при создании ежегодной программы социально-экономического развития города. (Приложение А 032). Интересно, что данная инициатива опередила всего на 19 дней Указ Президента о развитии общественного участия, что можно рассматривать как еще одно подтверждение происхождения инициатив «снизу». Городское управление экономики резюмировало совместную работу с МИК (Приложение А 035), и управление с МИК вышли на диалог с общественностью 0, 0. А уже в конце сентября МС обсуждал с городским головой поступившие предложения на своей открытой сессии. Кстати, на этом примере имеет смысл продемонстрировать как осуществлялась координация действий с городским головой. На его имя направлялось обоснованое письменное предложение за подписью Председателя МИК/МС. Если возражений по предложению не было, городской голова ставил соответствующую резолюцию, которая в соответствии с Положением МС позволяла самостоятельно готовить проект соответствующего решения (например, распоряжение городского головы). В зависимости от сути вопроса, городской голова мог дать поручение конкретным городским руководителям представить свое мнение. Если в результате городской голова был не согласен с предложением Председателя МС, он приглашал его на встречу, где данный вопрос и решался. Если же речь шла о коллегиальном решении МС, то городской голова приглашался на сессию МС и там непосредственно общался с молодежными представителями. В Приложении А 037 приведен пример приглашения на сессию МС и четко видна оперативность документооборота городского головы и представительского органа молодежи по штампам регистрации. Важным достижением стало ежегодное включение номинации молодежных проектов в конкурс на социальный заказ города (Приложение А 054 ). Эта номинация давала общественным организациям реальную возможность финансирования своих проектов из средств городского бюджета. Еще один пример, разработка городской волонтерской программы (Приложение А 044 ), к сожалению, так и не была реализована за оставшиеся две недели до известного в Одессе заседания суда.
Представление интересов не ограничивается взаимодействием только с органами местного самоуправления. В качестве примера можно привести фрагмент согласования плана действия с Советом Ректоров ВУЗов Одесского региона (Приложение А 033 ). Следует отметить, что к концу первого года работы МИК Совет Ректоров утвердил Председателя МИК своим полноправным членом, и Совет стал регулярной и достаточно активной площадкой обсуждения различных вопросов.