Четверг, 26.12.2024, 05:08

Вадим Георгиенко

Каталог статей

Главная » Статьи » Молодежная политика » Развитие участия молодежи на местном уровне

3.2. Внедрение. 4. Формирование политики и механизмов ее реализации.

2.4. Формирование политики и механизмов ее реализации. Первый Форум молодежи Одессы (2003) принял единственное решение - создать молодежную структуру, которая могла бы представлять  интересы молодежи, и это решение было реализовано. Важно отметить, что в Украине проводится большое количество различных молодежных форумов, конференций, саммитов и т.п. Молодежь на них принимает какие-то решения, однако в подавляющем большинстве случаев они не выполняются. Вот почему успешная реализация собственного решения в Одессе помогла молодежи поверить в собственные силы и придала большой позитивный импульс в проведении 2-го Форума (2004). Организаторы вынесли на обсуждение наиболее важный вопрос – разработать за время Форума полный проект городской программы для молодежи. Городская власть выступила в поддержку этой инициативы и готовность участвовать совместно с молодежными представителями (Приложение А 031 ). Более 100 человек, прошедших отбор МС как наиболее компетентные представители молодежи (включая экспертов общественных организаций), совместно с приглашенными экспертами 10 городских управлений, с 5 экспертами Министерства экономики и европейской интеграции Украины, а также 5 экспертами ПРООН и наиболее опытная команда фасилитаторов, за несколько дней работы по тематическим секциям создали проект молодежной программы. Особенностью программы стала попытка с ее помощью имплементировать «Цели развития тысячелетия – Украина» на местном уровне.  Однако, длительное время после создания проект этой Программы не выносился на сессию городского совета для рассмотрения и утверждения. Сам МС не имел такого права, а профильное управление и профильная депутатская комиссия этого не делали. Опасаясь, что проект программы будет «похоронен», МС предпринимает два важных шага: 1) через заседание исполкома (Председатель МС – член ГИК) включает необходимость принятия этой программы «Молода громада» в перспективной программе социально-экономического развития Одессы до 2015 года (Приложение А 038 ); 2) инициирует тематическое депутатское выступление на сессии горсовета, а также рассмотрение вопроса на аппаратном совещании городского головы, с конкретным протокольным поручением (Приложение А 039 ) и сроком до 18.10.04. Срыв выполнения должностными лицами данного протокольного поручения городского головы стал основным вопросом сессии Молодежного совета спустя 4 месяца после установленного срока. Члены МС достаточно широко использовали различные средства визуализации ключевых проблем, в т.ч. комиксы


а также члены МС сами исполняли и делали специальные аудио-треки, которые распространялись в молодежной среде . В этой сессии участвовал как городской голова, так и его заместитель, которого члены МС называли ответственным за неисполнение. На сессии МС заместитель городского головы объявил о создании альтернативной программы от профильного управления, что стало первым официальным свидетельством об имеющихся принципиальных расхождениях с мнением молодежи. МС направил обе версии проектов программ на независимую экспертизу профильного Министерства. Полученный официальный ответ продемонстрировал полное соответствие проекта программы МС всем приоритетам государства в данной сфере и поддержку Министерства данного проекта (Приложение А 047 ).

Коротко охарактеризовать отношения городская власть-МС периода 2001-2005 можно следующей фразой «непростой диалог». МС приходилось обосновывать каждый пункт и преодолевать значительную инерцию и аппаратное сопротивление. Процесс шел достаточно медленно. Но это всегда был диалог, городской голова ни разу не избежал встречи с молодежью и аргументировал свою позитивную или негативную позицию в публичных спорах. В этих спорах городской голова фактически заставил пересмотреть роль молодежной политики, что в последующем и послужило отправной точкой создания муниципалной модели молодежной политики. При этом развитие компетентного участия молодежи шло хоть и медленно, но достаточно последовательно и результативно.

Следует отметить, что период рассмотрения молодежной программы совпал с «оранжевыми событиями» 2004 года, которые привели в Одессе к смене городского головы решением суда. В украинских реалиях такие смены неизбежно означают навешивание ярлыков на всю деятельность предшественника, а в Одессе эта смена имела также свои особенности, которые усугубляли проблему. Способность МС отстоять свое право на деятельность и независимое мнение в этих условиях может рассматриваться как важный показатель жизнеспособности. Формирование нового состава МС по итогам вторых общегородских выборов молодежи и нового Председателя способствовало устранению личностных факторов и развитию возможностей взаимодействия.

Есть все основания утверждать, что основной конфликт интересов вызывал вопрос о роли и месте общественности в процессе принятия решений органами публичной власти: МС отстаивал усиление роли молодежи, органы исполнительной власти старались этот процесс сдерживать. Основные различия между командами двух городских голов находились в методах работы. Первые шаги нового городского руководства были направлены на ограничение влияния общественности в данной сфере и возможностей МС эффективно представлять интересы молодежи: 1) председатель МС не был включен в состав горисполкома, и соответственно потерял право голоса в принятии решений ГИКом; 2) получение МС проектов всех готовящихся решений ГИК и распоряжений городского головы, а также уже принятых документов было прекращено. Если раньше МС мог заранее знакомиться с документами на уровне их проектов и отстаивать интересы молодежи, то в новых условиях МС мог формулировать позицию молодежи только в тех случаях, когда городские власти напрямую обращались за консультацией.

К осени 2005 года конфликт интересов достиг наивысшей отметки и формализовался в две противоборствующие стратегические концепции политики города в отношении моледежи. Версия от профильного управления в целом напоминала аналогичные программы в Украине, исполнение которых и привело к проблемам, описанным в разделе позитивного анализа. Версия от МС была уникальной для Украины и была направлена на построение принципиально новой муниципальной модели молодежной политики. Концепции предполагали принципиально не совместимые подходы, что исключало смысл попыток по созданию совместной версии. 9 ноября 2005 года Одесский городской совет утвердил версию МС как Концепцию развития участия молодежи и несовершенолетних детей в решении проблем территориальной громады города на 2005-2015 годы «МОЛОДА ГРОМАДА» (приложение А 052). В отличие от аналогичных стратегических документов, Концепция содержала не только основные принципы, но и конкретные шаги по ее реализации, а также несколько принципиально новых механизмов. Наиболее необычным стало «молодежное вето»: Одесский городской совет фиксировал, что наиболее важные решения в сфере молодежной политики должны быть рассмотрены и утверждены на сессии МС до их вынесения на сессию горсовета (как форма общественных слушаний). Таким образом, былы созданы правовые условия, которые позволяли обжаловать в суде решения, принятые в нарушение этого порядка. Каким же образом МС удалось утвердить Концепцию в редакции, согласно которой городская власть добровольно поставила себя в зависимость от общественности? Хотя ответ на этот вопрос находится за рамками данной работы, важно отметить, что не все положения Концепции смогли пройти согласование юридического управления до ее вынесения на утверждение. В частности, молодежные лидеры обратили внимание на то, что МС создан при исполкоме Одесского городского совета распоряжением городского головы, а не решением исполкома, что вызывало сомнение, несмотря на согласование распоряжения юридическим управлением. В качестве возможного решения МС предлагал завершить реформирование закрепив свой статус при городском совете, как коллегиальном органе, однако данное предложение не нашло поддержку юридического управления (Приложение А 048 ).

Сторонники ограничения общественного участия сменили методы борьбы и на протяжении 2006 года стали игнорировать существование МС. Ликвидация доступа МС к документам и их проектам, отсуствие каких-либо обращений со стороны органов власти для консультаций с мнением молодежи незамедлительно сказались на эффективности деятельности. Уровень участия МС в подготовке документов органами местного самоуправления снизился в 2006 году по сравнению с 2004 почти в 30 раз (!). «Замораживание» внедрения с 2005 года учебного курса для старшеклассников Одесских школ по основам местного самоуправления (с модулем по молодежному участию и знаниями о МС) самым негативным образом сказалось на развитии компетентного молодежного участия. Таким образом, системная подготовка компетенции последующих генераций молодежных лидеров была фактически сорвана как на уровне получения знаний, так и на уровне получения практических навыков. Осенью 2005 года состав МС по итогам общегородских выборов обновился практически на 95%. С одной стороны, пришли новые амбициозные лидеры, что положительно сказалось на энергетике МС. С другой стороны, их уровень компетентности резко отличался от их предшественников как в вопросах понимания молодежной политики, так и в вопросах понимания сложившейся ситуации.  

В обобщенном табличном виде представленную документированную информацию можно увидеть в Приложении 9. Ее графическое представление демонстрирует направления деятельности МС в зависимости от периода после создания.

(график)

Наглядно видно, что прямое вовлечение молодежи в деятельность МС значительно активизировало нормотворческую активность: уровень 2004 года превышает уровень 2001, 2002 и 2003 годов вместе взятых. Вторым очевидным фактом является коллапс нормотворческой активности МС в 2006 году в результате прекращения доступа к документам местного самоуправления.  

Категория: Развитие участия молодежи на местном уровне | Добавил: Vadim (18.01.2010)
Просмотров: 1394 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Категории раздела
От автора [1]
Молодежная политика ЕС [9]
Представленная информация может стать основой для последующей синхронизации национальной молодежной политики с европейской. В свете новой европейской стратегии в отношении молодежи до 2018 года приводится предшествующая история и роли основных институций ЕС. Вкратце рассматривается молодежная политика Совета Европы и ООН.
Моделирование молодежной политики [15]
Включает как основы моделирования на национальном местном уровнях, так и авторскую модель муниципальной молодежной политики, практическая реализация которой приведена в категории "Развитие участия молодежи на местном уровне"
Развитие участия молодежи на местном уровне [8]
Практическая реализация муниципальной модели молодежной политики. Редкий и задокументированный опыт реального молодежного участия в местном самоуправлении: материалы для стади кейса
Рекомендации [1]
Итоговые выводы и рекомендации
Поиск
Наш опрос
Оцените молодежную политику Украины
Всего ответов: 5
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0