2.3. Развитие компетентности. Отсутствие надлежащей информации, знаний и навыков у
членов общественного консультативно-совещательного органа фактически означает
профанацию его деятельности и невозможность эффективно представлять интересы
своих избирателей как представительского органа молодежи. Соответственно,
ограничение знаний молодежи (или мотивации к ее получению) в сфере
общественного участия и местного самоуправления становится важнейшим орудием для
тех, кто предпочитает манипулировать мнением молодежи. Вот почему особое место в
деятельности МС занимал вопрос развития компетености молодежного участия Одессе,
а полученный опыт заслуживает отдельного рассмотрения.
Практика показала, что колоссальные усилия на организацию многочисленных
тренингов неизбежно ведут к необходимости их повтора уже на следующий год. При
этом огромное количество молодежи остается вне тренингов, и плохо понимают, что
происходит. Достаточно быстро МИК пришел к выводу, что проведение серии и даже
циклов тренингов для молодежи может быть эффективно только для самой группы
лидеров, но не может сравниться по системности и ширине охвата с действующей
системой образования. Интересное наблюдение практической
деятельности: чем больше знаний и практических навыков получали лидеры, тем больше образовывался разрыв от их
невовлеченных сверстников, что даже могло приводить к потере взаимопонимания в
самой среде. Этот фактор объясняется даже не столько получением набора
информации, сколько приобретением совокупности знаний и системы ценностей в
результате деятельности по отстаиванию интересов молодежи. Новые зания и навыки
способствовали формированию иной, более демократической культуры, что имеет
огромное значение для пост-советского общества. Алгоритм
«информация-знания-навыки» имеет большое значение для формирования ценностей
человека, таким образом, роль образования как первого этапа формирования
культуры чрезвычайно важна. Каким же образом сделать эту информацию интересной
для молодых людей и при этом охватить всю молодежь города?
Отправной точкой в Одессе является
ролевая игра для 9000 старшеклассников «МЭРиЯ», инициированная и организованная
МИК совместно с управлением образования в 2003 году (Приложение А 016 ). Рассматривая
этот пример следует помнить, что МИК его начал реализовывать уже после получения определенного
доверия, полномочий, веса и влияния Игра
имела два сценария: «Аркадия» (проблема шума известных ночных клубов для
местных жителей) и «ЖКХ» (проблема предоставления качественных услуг и их
оплаты жителями). Обе проблемы были очень актуальны, быстро вовлекли в их подготовку и родителей
детей. Игры проводились как заседания горисполкома по данным вопросам с
распределением участников по 6-7 ролевых групп, имеющих конфликт интересов, что
обеспечило живое проведение и большее понимание работы исполкома. Финал игры
проходил непосредственно в зале заседания Одесского горисполкома, с участием
всего его взрослого состава на своих привычных местах, включая Одесского
городского голову, а возле каждого члена ГИК, включая мэра, находился его
«дубль» из школьников 0. Финальная игра проходила по сценарию «ЖКХ», что было символично, т.к. в
то время городской голова инициировал реформу этой отрасли. Несмотря на накал
страстей в игре и живейшее участие всех присутствовавших, организаторы сумели
продемонстрировать руководству городской исполнительной власти насколько мало
обычные люди понимают реформу ЖКХ, а также механизмы местного самоуправления в целом.
После поздравительных слов победителям Одесский городской голова сразу же дал
протокольное поручение разработать специальный учебный курс для школьников
(Приложение А 017 ). Далее последовала кропотливая работа по ее
созданию, которая осложнялась многочисленными устоявшимися стереотипами в сфере
образования. Для усиления этой работы потребовалось еще одно протокольное
поручение (Приложение А 026 ), а
отдельным распоряжением утвержден состав рабочей группы и срок готовности
учебного курса (Приложение А 028 , ). МИК
разработал модуль по основам молодежного участия на 88 страницах (приложение А
030 ) и
примал активное участие в подготовке курса в целом. Учебная программа была
подготовлена и утверждена Областным институтом повышения квалификации учителей,
что было достаточным для начала его преподавания как факультатива. Далее
последовала подготовка преподавателей и экспериментальное внедрение в 10 школах
города с 01.09.04. Внедрение во всех школах планировалось начать с 01.09.05,
для этих целей МС добился выделения в бюджете города 100 тыс.грн на внедрение
курса (учебники и подготовка преподавателей), а также включения в программу
социально-экономического развития Одессы на 2005 год (Приложение А 043 ). К
сожалению, после смены городской власти в апреле 2005 года, эти средства не
были израсходованы по назначению, а их участь несмотря на депутатский запрос
(Приложение А 050 ) пока
остается неизвестной. Но это не стало окончанием этой истории.
Свое развитие вопрос получил после того, как на международной конференции с
участием Конгресса Совета Европы, выстроенная модель муниципальной молодежной
политики была признана современным и инновационным механизмом имплементации
Пересмотренной Европейской Хартии участия молодежи в местной и региональной
жизни (Приложение 6 ). На этой
конференции МС выступил также с инициативой создания в Одессе третьего
европейского молодежного центра после Страсбурга и Будапешта (Приложение А 055 ). Эта
инициатива нашла поддержку Одесского городского головы (Приложения А 057 , А 058
),
получившую официальную реакцию от двух украинских министерств (Приложения А
059 , А 060 ),
руководителя директората молодежи и спорта Совета Европы (Приложение А 061) и итоговое
письмо от руководителя палаты регионов Конгреса Совета Европы (Приложение А 064
). Дальнейшая
участь этих переговоров неразрывно связана с реформированием городской
молодежной политики со второй половины 2007 года, которая выходит за рамки
данной работы. Тема развития компетентности в сфере молодежной политики нашла
свое дальнейшее развитие в ОРИГУ НАГУ при Президенте Украины, о чем будет
сказано далее.
При отсутствии собственных качественных разработок в конкретной
территориальной громаде можно порекомендовать сформировать учебный курс для
детей и молодежи из 4 модулей: 1) один из двух (в зависимости от возраста
аудитории) мощных образовательных продуктов от Совета Европы: «КОМПАС» 0 (пособие по
образованию в области прав человека с участием молодежи), «КОМПАСИТО» 0 (пособие по обучению
детей правам человека); 2) видео лекция от Марека Новицкого 0, 3) раздел по основам молодежного участия , 4) ваш собственный модуль описывающий «правила игры»
для участия в молодежной политике в вашем населенном пункте; 5) для
неформального образования - «Молодежная политика для чайников» . Для подготовки специалистов государственного и
негосударственного сектора – все три модуля данной работы: 1) молодежная политика ЕС, 2) моделирование
молодежной политики, 3) стади-кейс.
|